На этой неделе #GTA Vice City празднует своё 20-летие 🎉🎂🎁 Поздравляю всех причастных: и создателей, и (как говорит Гоблин-Пучков) игорьков)) В этой связи и, дабы скрасить томительное ожидание Grand Theft Auto 6, релиз которой вроде бы назначен на 2024, поговорим о культовой серии игр GTA и попробуем выявить наиболее удачную часть легендарной франшизы. Для удобства разделю размышления на подтемы и буду отталкиваться от последней нашумевшей части игры GTA 5, т.к. споры о ней ещё до конца не утихли. Кому неинтересно относительное сравнение, можно перематывать вниз к топам)) P.S. в онлайн не играю, читы презираю. Говорим исключительно о честно пройденных синглах. БАНДЫ Адепты «Грандиозного автоугона» воюют между собой не хуже футбольных болельщиков, поделив этот пай от Rockstar, подобно фанклубам конкурирующих команд. В процессе общения на форумах, посвящённых GTA, мной выявилась наиболее агрессивная аудитория – это поклонники GTA San Andreas (2004). Данному контингенту свойственно противопоставлять SA чему бы то ни было с особой неистовостью и неготовностью к аргументации, кроме той, что раньше всё было лучше: и трава зеленее, и чёрные чернее, то есть нигга ниггерее... ну вы поняли. Главный объект ненависти группировки – GTA 5. Зато фанаты GTA 4 (2008) – самые занудные: мрак – это истина, дайте уйти во тьму и подворотню, сюжет в GTA 4 самый сюжетный, физика самая физическая, и плевать, что в GTA 5 во время дождя с фонарей стекают струйки воды, что от дула выстрелившей пушки вьётся вкрадчивый деликатный дымок, и что даже использованный магазин, упавший на землю – не просто кучка пикселей, а вполне материальный предмет, который можно пнуть, расстрелять и т.д. Главный объект нетерпимости, как вы уже поняли – вновь GTA 5. Болельщики GTA 5 вроде бы не ненавидят никого. Они самые лояльные и позитивные, т.к. по определению менее притязательны, что бы это ни значило. Однако отчего такая хейт-кампания развернулась супротив GTA 5? В чём природа цепной ревности? По всей видимости, GTA 5 не оправдала ожиданий игорьков, из-за чего её не устают противопоставлять SA и GTA 4. GTA 5 ПРОТИВ GTA SAN ANDREAS Для меня каждая часть GTA тем и ценна, что имеет своё лицо. Кабы не оно, нас преследовало бы ощущение бесконечного сериала, в котором «отныне роль Си-Си Кэпвелла/Карла Джонсона исполняет Луис Лопес/Франклин Клинтон...» и т.п. Обожаю GTA SA. Да, она уже довольно устарела в техническом плане (как же быстро летит время!), но не в моральном. Она стала уже настолько классической, родной и безусловной, как «Иван Васильевич…» и оливье по праздникам, и для меня вряд ли утратит своей сюжетной и стилистической актуальности. GTA 5 тоже вполне хороша и продуманна. Фабула, эстетика и стилистика – это всё сугубо вкусовое. В SA есть возможность углублённой прокачки тела, а в GTA 5 упор на эксклюзивный и более масштабный автотюнинг. Да, гидравлики нет, но есть броня, хромирование и ещё много чего. В SA можно порубиться в игровые автоматы и пул, а в GTA 5 в дартс, гольф, теннис + возможности игры на бирже и мобильные телефоны/компьютеры с интернет и соцсетями (наследие GTA IV). Джетпак – штука беспрецедентная. Равных ей по эффективности в исследовании местности и розыске бонусов воистину нет. Зато в GTA 5 появились акваланги и батискаф, открывающие ещё один мир внутри и без того огромного мира Лос-Сантоса – подводный, с его впечатляющей флорой и фауной. P.S. в GTA 5 есть упоминание о разработке экспериментального джетпака. Но это, увы, не более, чем замануха от разрабов. Одобряю, что из меню миссий убрали назойливые задания по окучиванию многочисленных ледис. Раздражал этот муторный процесс. Я не пубертатный ботан, поэтому мне дрессировка собаки, например, куда как интереснее)) Кастомизация в GTA 5 привлекательнее, на мой взгляд. Хотя это на 95% зависело от графических улучшений, а упрекать SA в менее эффектной графике неконструктивно. Покупки домов в «пятёрке» действительно не хватает, приобретение разнообразных предприятий, которые вовлекают нас в новые нетривиальные миссии, принося заработок. Нет казино в GTA 5. Ну нет у нас ананасов! (с) Предполагаю, что наличие или отсутствие тех или иных развлечений и инфраструктур определялись стилистической уместностью, колоритом локации. Нет казино и элвисов, а есть автобусные экскурсии по Голливуду. Охота и фотоохота на диких животных, а также охота подводная. Как бы всему своё место. Нет закусочных, где герой может обтрескаться до блевотрона? Это, конечно, беда... Воспрянь, игорёк! – появилась выпивка, которой можно ненадолго облагородиться, приобретя трогательную дегенеративную моторику 🥴 Насколько вам здесь принципиальна возможность блевануть – не знаю. Для особо преданных любителей упороться – в лесах GTA 5 существует не один забористый кошерный кактус, вкусив от которого, герой превращается в Йети и преследует своего сородича не на жизнь, а насмерть. И раз уж я проспойлерила появление гигантского мифического примата, озвучу тот отрадный факт, что разработчики прислушались к необузданным фантазиям фанов, распустивших многочисленные нюни… (зачёркнуто) слухи об НЛО, культах, снежном человеке и призраках в SA. И о б-же! – Rockstar великодушно воплотили в GTA 5 летающие тарелки, сектантов, призрак Джолин Крэнли-Эванс на горе Гордо, записки кровавого серийного убийцы на камнях и миссию с погоней за Йети, в которой нехило постебались над бигфутом – хедлайнером североамериканского фольклора. Контент альтернативных занятий в GTA 5 довольно широк и разнопланов. Можно, к примеру, найти 50 фрагментов порванного письма маньячного режиссёра, в творческом порыве расчленившего начинающую актрису на полсотни кусков, выйти на его след и уважить его труд возмездием/отпустить с миром. Заметила, что каждая новая часть GTA предлагает альтернативу предыдущему опыту, а не просто исключает какие-то элементы игрового процесса без моральной компенсации. Это вопрос предпочтений таймкиллинга в уникальных игровых пространствах GTA. GTA 5 ПРОТИВ GTA 4 GTA 4 полна саспенса и философии и отчасти возвращает нас к сплину Либерти Сити из GTA 3 (2001). Сама цифра 4 она такая... смурно глядит вниз)) На первый взгляд, GTA 4 менее всего является самопародией, этакой увеселительной прогулкой по городу (штату), где убийства – развлечение вроде сафари для богачей. Атмосфера здесь кардинально иная. Но зоркий глаз и незапотевшый ум позволят распознать в этом мрачном сеттинге самый острый и отчаянный стёб над американскими архетипами за всю историю GTA. Речь не только об эмигрантской касте, но о продажности чиновников, о вакуумном сознании клерков, об умственно убитых тестостероном и жаждой гламурной жизни «аборигенах», о социопатах, чей разум съеден законами мегаполиса (кузница маньяков), и над американской мечтой в целом. Стилистика тонка и умна, а сюжет поддерживает этот аскетичный андеграунд. Понятно, отчего многим фанатам GТА Vice City и GTA SA эта часть была воспринята холоднее поцелуя тёщи: в ней практически отсутствует всё то, что делало GTA для них столь привлекательной: роскошь, блеск, секс, латекс, дискотеки, неон – весь этот необременительный стиль жизни полиса. А Нью-Йорк (Либерти-Сити) – это не Малибу (Вайс), не ЛА – здесь работать надо)) И здесь точно отображён этот вечный антагонизм праздного побережья и хищных бизнес-городов США, это ведь в реальной жизни менталитет принципиально разный, культурный диссонанс. В отсутствии юмора GTA 4 упрекнуть, к слову, нельзя, но юмор опять-таки стал тоньше и эрудированнее, так что поймут и оценят его не все. Честно говоря, удивительно, КАК этот изящный и убедительный троллинг демократических американских ценностей прокатил в США. Отрадно, что выпуск этой части игры не пришёлся на наш очередной «холодный» политический конфликт. Пару лет ещё, и забраковали бы GTA 4, успех которой был заслуженно велик. Спасибо разработчикам GTA за смелость, самоиронию, за то, что поработали не только как технические специалисты, но и социологи, и даже в чём-то культурологи, и в чём-то даже юмористы. СЮЖЕТНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К GTA 4: EPISODES FROM LIBERTY CITY (2009) 1. THE LOST AND DAMNED Дополнение с байкерами напрямую скопировано с «Сынов анархии». Специфичный мрачноватый сюжет наверняка скучноват для большинства поклонников классической GTA, но в этом своя фича. Бруталам наверняка понравится, у меня есть знакомые, которые только ради этой эстетики и снизошли. 2. THE BALLAD OF GAY TONY По настроению и тональности наиболее близко к GTA Vice City (2002). Всем, кто соскучился по гламуру и грязи, брюликам и коксу, неоновому раю ночных клубов и маргинальным разборкам в подворотнях мегаполиса – рекомендую. Герои харизматичные, музыка прекрасная – специально для этого дополнения были добавлены не просто новые музыкальные треки на уже существующие внутриигровые радиостанции, но также три новых канала радиовещания (RamJam FM, Self-Actualization FM и Vice City FM с неподражаемым Фернандо Мартинесом!). Данный эпизод аддоном-то назвать сложно – полноценная (хоть и компактная) игра с беспроигрышным набором для успеха. МОЙ ВЫБОР Любимой и самой органичной для меня является GTA: Vice City (2002) – сильнейшая, на мой взгляд, в отношении цельности драматургии и проработки часть. Сделанная в духе «Полиции Майами…» 1984-1990 гг. (прямая отсылка названия к «Miami Vice»), она покорила моё воображение и сердце цельным самодостаточным сюжетом, яркими и объёмными характерами, шикарными набережными Майами с нагловатым кубинским флёром в воздухе, фешенебельным бирюзовым, словно океан, бизнес-центром и таинственными гаитянскими трущобами с гадалками вуду. Всё это сложно назвать локациями, это, скорее, атмосфера, вайб, где вспоминается развязный и трогательный Чарли Харпер из «Two and a Half Men», и интригующий герой Мэтта Диллона в «Дикости» (Wild Things) Джона МакНотона, и позитивный беспредел «Полицейской академии». Озвучка VC была, пожалуй, самой звёздной за всю историю GTA: Рэй Лиотта (ушёл от нас в этом году😭, голос протагониста), Дэнни Трехо, Филипп Майкл Томас из той самой «Полиции Майами», Гэри Бьюзи («Подозрительные лица», «Хищник-2», «На гребне волны»), дважды лауреат премии «Золотой Глобус», обладатель «Эмми» и номинант на «Оскар» за роль в фильме «Ночи в стиле буги» – ныне покойный (и он туда же) Бёрт Рейнолдс и мн.другие. Необычайный голливудский размах соответствовал амбициям разработчиков. Пожалуй, ещё одна часть может похвастаться несколькими именитыми голосами – это GTA San Andreas, в озвучании которой участвовали Сэмюэль Л.Джексон, младший брат Шона Пенна – увы, покойный (да что ж такое!) Крис Пенн («Бойцовая рыбка», «Бешеные псы», «Час пик») и обладатель «Грэмми» рэпер Ice-T (Трейси Марроу). В 2006 году в дополнении GTA: Vice City Stories мы можем увидеть легенду рок-музыки Фила Коллинза – обладателя семи «Грэмми», а также «Золотого Глобуса» и «Оскара». Именно увидеть, так как Коллинз «сыграл» в игре самого себя и, разумеется, озвучил. Но больше братья Хаузеры в свои проекты звёзд первой величины не привлекали – слишком изрядно для нервов и кошелька. Я не сказала о GTA 3, положившей начало серии франшизы в 3D, и это несправедливо. Прорывной триквел был прекрасен почти во всём: (почти) объёмный (почти) открытый мир, линейный, но всё же не лишённый азарта сюжет, (почти) интрига. Всё это было так для того времени, для 2001. Сейчас всё-таки это видится довольно замкнутой системой. Молчаливый герой, безальтернативность прохождения заданий, относительно небольшая степень свободы действий в городе... Однако угрюмая, немного трешовая эстетика, циничный юмор, уместная музыка – всё это побуждает и сегодня отдавать должное родоначальнице жанра, которой во многом проигрывают даже современные дополнения. ДИСКРЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 📌Самый запоминающийся саундтрек у GTA VC, на мой вкус. В SA оригинальный саундтрек иp интро выше всяких похвал, но радиоконтент не особо интересен. В GTA 4 оригинальный саунд – блестящий, а радио-, пожалуй, самый скромный. 📌Самый харизматичный протагонист – Томми Версетти (GTA Vice City) и Карл CJ Джонсон (GTA San Andreas) 📌Лучшие антагонисты – офицеры Тенпенни и Пуласки (GTA San Andreas) 📌Самый эпатажный и запоминающийся персонаж – Тревор Филипс (GTA 5) 📌Лучшая драматургия – GTA 4 📌Лучший концепт (сюжет, стилистика, карта) – GTA Vice City, GTA San Andreas, GTA 4 📌Самая оригинальная часть – GTA 4 (включая аддон Lost and Damned) 📌Лучшее дополнение: GTA The Ballad of Gay Tony, 7, GTA The Liberty City Stories И, наконец, на закусь мой личный рейтинг игр серии GTA (исключая игры GTA вселенной 2D (1997-1999), GTA China Town Wars (2009), а также GTA online, ибо не гамала): 1. GTA: Vice City (2002) 2. GTA: San Andreas (2004) 3. GTA 4 (2008) 4. GTA: The Ballad of Gay Tony (2009) 5. GTA 5 (2013) 6. GTA 3 (2001) 7. GTA The Liberty City Stories (2005) 8. GTA: The Lost and Damned (2008) 9. GTA The Vice City Stories (2006) А какая GTA ваша любимая?

Теги других блогов: игры релизы GTA